Как правильно подавать рапорт?
В настоящее время весьма актуальна тема подачи рапортов, поскольку командование зачастую отказывает в приеме, регистрации и ответах на письменные обращения военнослужащих. В связи с этим важно уметь правильно подавать рапорт, поскольку устные обращения уже не приносят результата.
Все письменные обращения, порядок их регистрации и ответов на них регулируются:
➖Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
➖Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»
➖Приказом Министра обороны РФ от 18.08.2014 N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
❗️ В данных документах указано, что все письменные обращения регистрируются в течение 3 дней с момента поступления, и 30 дней отводится на их рассмотрение.
❗️ Не забывайте в любом рапорте просить предоставить именно письменный ответ:
ст.115 Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы РФ, другие нормативные правовые акты РФ и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Порядок подачи рапорта для регистрации и рассмотрения в пункте постоянной дислокации:
➖подготовить рапорт в двух экземплярах
➖в несекретном делопроизводстве воинской части сдать рапорт и зарегистрировать его
❗️ Не забывайте снять копию с зарегистрированного рапорта или продублировать штамп на 2-м экземпляре
❗️ Запомните:
п.106 Приказа Министра обороны РФ от 4 апреля 2017 г. N 170
- Поступившие служебные документы передаются на рассмотрение командиру (начальнику) воинской части, иным должностным лицам только после их регистрации.
В случае отказа в регистрации рапорта, направьте его заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении в адрес части на имя командира части через Почту России.
❗️ Сохраните опись вложений и квитанцию об оплате.
Порядок подачи рапорта для регистрации и рассмотрения вне пункта постоянной дислокации:
▪️через отделение почты России:
➖подготовить рапорт
➖направьте его заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении в адрес части на имя командира части через Почту России.
▪️ в случае невозможности посещения отделения Почты России:
➖подготовить рапорт, сфотографируйте его либо переведите в формат PDF или JPG
➖на сайте https://zakaznoe.pochta.ru/, проходим авторизацию и отправляем.
Возможные проблемные ситуации:
- Документ прибыл в место вручения, но не был вручен и, как следствие, отправлен отправителю обратно
- Документ вручен, прошло 33 дня, а ответа нет.
При возникновении таких: подайте обращение через интернет-приемную военной прокуратуры в военную прокуратуру, осуществляющую надзор за вашей частью. При этом:
➖указываете на нарушение Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ и Приказа Министра обороны РФ от 4 апреля 2017 г. N 170
➖прикрепите копию вашего рапорт и почтовые документ (если отправляли через Почту России)
В результате вы гарантированно получите письменный обоснованный ответ на ваш рапорт. Если он подлежит удовлетворению в соответствии с законом, вы будете удовлетворены, если нет, то в ответе будут указаны основания для отказа и порядок обжалования ответа на обращение.
❗️ Ознакомьтесь с информацией и не забудьте поделиться ею с товарищами.
Рапорт военного — это служебный доклад вышестоящему руководству по установленной форме. В широком смысле под ним понимается официальное устное или письменное донесение по служебным вопросам, выполненное с соблюдением требований субординации.
Также это может быть доклад о проделанной работе или выполнении поставленных задач. В указе президента от 10.11.2007 № 1495, в ст. 106, отмечено:
«Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта». Таким образом, под этим термином в вооруженных силах можно понимать любое письменное обращение военного к своему непосредственному руководству, независимо от его содержания. Это может быть предложение, жалоба или заявление с просьбой о чем-либо.
Поскольку письменный рапорт, по сути, — военный аналог гражданских заявлений, он составляется по общим правилам делопроизводства. В нем должна быть информация:
· кому адресован документ: Ф.И.О. и должность;
· кто автор: Ф.И.О., должность;
· название;
· основная часть, где излагается тема по существу;
· подпись и дата.
Документ можно написать от руки или напечатать на компьютере. Основную часть необходимо излагать кратко, но понятно и аргументированно.
При необходимости делают ссылки на законы, приказы и т.п. Текст не должен допускать двойного толкования, содержать лирические отступления или неточности. Если нужно, к рапорту прилагаются подтверждающие документы.
Например, когда военнослужащему нужен краткосрочный отпуск для ухода за тяжелобольным членом семьи, прилагают копию медицинского заключения или справки. В этом случае после основной части составляется список, в котором последовательно перечисляются приложенные документы. Если такой документ всего один, в основной части достаточно указать: «_____ прилагается».
Такой документ, как рапорт, относится к служебной документации. Поэтому знать, как его правильно писать, нужно практически каждому. В данной статье пойдет речь именно об этом. Что собой представляет рапорт? Существуют ли особенности составления подобных документов? Для более понятного разъяснения наши эксперты подготовили образец рапорта с пояснительными комментариями.
Что такое «рапорт»
Само слово «рапорт» имеет французские корни, в дословном переводе означает «докладывать». И действительно, такой документ является в первую очередь донесением или докладом, который предоставляется вышестоящему руководящему работнику в устном или письменном варианте. Чаще всего такие доклады используются в военном деле (например, командир принимать рапорт от военнослужащего, имеющего звание ниже).
Рапорт стоит писать, в зависимости от цели просьбы или изложения фактов:
- Для получения:
- отпуска;
- компенсации за съем жилья;
- подъемного пособия.
- На подписание контракта:
- до определенного возраста;
- сверх установленного предельного возраста;
- на три года, пять лет, десять лет.
- На увольнение по завершении контрактных условий.
- Для приема дел и должности.
- Для оплаты расходов на приобретение чего-либо.
- Постановке в очередь на получение жилья.
- Для выезда за пределы воинского гарнизона/части.
Помимо перечисленных видов рапорта, на каждом производстве существуют свои индивидуально установленные документы подобного типа. Поэтому чтобы научиться правильно писать рапорт, нужно знать его особенности, относящиеся конкретно к определенной сфере, в которой он используется (это может быть и военная сфера деятельности, и хозяйственная, и производственная, и экономическая). Так, в гражданском делопроизводстве рапорт принято называть «заявлением». Но смысл документа от этого не меняется, только название.
Учимся правильно писать рапорт
Как уже говорилось, рапорт представляет собой устное или письменное донесение о чем-либо, которое составляется по специальной форме. Что же нужно знать для того, чтобы правильно составить подобный документ? Дело в том, что устная форма не очень отличается от письменной. Но специалисты рекомендуют сначала подготовить письменный вариант документа, который позже использовать при устном докладе.
Его особенности написания заключаются в следующем:
- В верхнем правом углу указываются данные адресата (то есть кому рапорт подается), с указанием должности руководящего работника, Ф. И. О.
- Ниже записываем свои данные – от чьего имени ведется доклад (с указанием своей должности, Ф. И. О.).
- Посередине строчки указывается название данного документа (в нашем случае «Рапорт»).
- С абзаца следующей строчки начинают излагать суть самого донесения или доклада, в зависимости от темы изложения (например, это может быть просьба о предоставлении отпуска или отчет о проделанной ранее работе за отчетный период времени).
- Внизу текста слева с начала строки указывается дата написания этого документа – ДД/ММ/ГГ (например, 16.01.2018 или 15.02.2018).
- Справа на этой же строке, где отмечается дата, ставится подпись докладчика.
Основные условия написания рапорта:
- не нужно многословности и расплывчатости;
- текст должен быть кратким и содержать самую суть доклада;
- мысли излагаются без лирических отступлений.
Придерживаясь данных правил, вы сможете правильно писать рапорт на различные темы.
Обычно образцы оформления служебной документации находятся в кадровых органах управления, например, в отделе кадров или в бухгалтерии. Наши специалисты подготовили несколько образцов, как писать подобные документы на различную тематику.
№ 1: образец — прием дел и должности
Начальнику отдела
Ф. И. О.
(от) ______________
Рапорт
Докладываю, что дела и должность начальника отдела кадров принял.
15.01.18 Бухгалтер/Подпись/Петров.
№ 2: образец на получение отпуска
Начальнику отдела
Ф. И. О.
(от)______________
Рапорт
Прошу Вас предоставить мне, Михайлову Леониду Васильевичу, отпуск основного типа за 2015 год сроком на 28 дней с 12 октября 2016 года с учетом времени на дорогу.
Отпуск собираюсь проводить (указать точное место).
Также прошу выдать ВПД на проезд к месту проведения отпуска и обратного возвращения (расчет производится на трех человек – членов моей семьи). Проезд совершается двумя видами транспортных средств: от станции Санкт-Петербург до станции Белгород – на поезде, от станции Белгород до станции Керчь – на автобусе.
Прошу о выплате денежной компенсационной суммы, рассчитанной на санаторно-курортное лечение, а также материальную помощь за прошлый 2015 год на трех человек – на меня и членов моей семьи.
Состав семьи:
- Жена – Михайлова Екатерина Андреевна, 1989 г. р.
- Сын – Михайлов Виктор Леонидович, 2012 г. р.
Исполнение обязанностей начальника отдела кадров прошу временно передать бухгалтеру Киселевой Валентине Семеновне.
10.01.18 Начальник отдела кадров /Подпись/ Михайлов.
№ 3: образец предоставление служебного жилья
Начальнику
Ф. И. О.
(от кого)____________
Рапорт
Прошу предоставить мне, а также проживающим совместно со мной членам семьи (жене и сыну) служебное жилое помещение по месту назначения прохождения контрактной воинской службы согласно с ФЗ – закон «О статусе военнослужащих» (статья № 15, часть 1). По месту назначения прохождения контрактной службы жилого помещения для проживания не имею.
05.12.2017 Подпись
№ 4: образец по накопительно-ипотечной системе
Начальнику
Ф. И. О.
(от кого)_____________
Рапорт
Прошу Вас представить на меня, капитана Васильева Павла Геннадьевича, 1975 г. р. (паспортные данные), участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 5 января 2014 г (регистрационный номер), информацию для получения целевого займа на жилье с целью заключения в установленном законодательством порядком договора на приобретение жилья.
Этим документом я подтверждаю свое согласие на истребование уполномоченным органом федерального значения из доверительного управления накоплений для обеспечения жильем, которые учтены на накопительном счете на мое имя сроком до трех месяцев с момента подписания свидетельства о праве участника накопительно-ипотечной системы по обеспечению жильем военнослужащих для получения целевого займа на покупку жилья.
С правами и обязанностями участника накопительно-ипотечной системы, установленными Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370 «О предоставлении участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов», ознакомлен.
Жилье буду приобретать в г. Воронеже.
Контактные телефоны:…
Информацию следует передать по адресу:…
10.04.2017 Капитан/Подпись/Васильев